Во-первых, отрывок из моей книги
"Психологические аспекты эниософии
Как психолог не могу не упомянуть психологические аспекты эниософии и не рассмотреть психологические свойства личности в эниософском плане. Но я не буду вводить лишних терминов, таких как эниопсихология или каких-других, они не так уж и важны. Просто несколько слов скажу о том, как меняются психологические свойства личности и психологические процессы в результате эниософского образа жизни.
Во-первых, обостряются простейшие познавательные психические процессы – ощущения любой модальности и качества – расширяется диапазон чувствительности, возрастает интенсивность, снижается латентный период, меняются пороги чувствительности. Иногда с непривычки это мешает (например, новые, не слышимые ранее звуки в компьютере, с непривычки вызывающие беспокойство о том, не является ли это каким-то сбоем в его работе Соответственно, более ярким, осмысленным и предметным становится и совокупный процесс отражения действительности – восприятие – например, новый взгляд на картинку на экране телевизора – что-то вроде 3D-эффекта, даже если его на самом деле нет в функциях. Появляется возможность так сказать «видеть невидимое», то, что раньше оставалось за пределами восприятия действительности, новый взгляд на действительность и новая действительность в итоге.
Во-вторых, становятся всё более наглядными, устойчивыми и постоянными вторичные психические образы – представления и сновидения, являющиеся проявлениями работы ментального плана, которые становятся основными источниками получения информации. Собственно, к ВПО относятся и т.н. галлюцинации, которые медицина трактует как патологические состояния (и к ним же она может отнести и появление более ярких, чем обычно и осознанных представлений и сновидений!), и, соответственно, речь может идти о лечении данного состояния, но на самом деле, даже в данной реальности галлюцинации в своём большинстве, если они вызваны не наркотическими препаратами, представляют собой проявление возможности людей контактировать с другими реальностями, параллельными мирами и т.д., что, возможно, объясняет невозможность их полного излечения с помощью лекарственных средств, применяемых, например, в психиатрии.
Примечание. Алкоголь и наркотики хоть и вызывают галлюцинации, не являются лучшим способом попадания в параллельные миры, хотя бы потому, что это искусственные стимуляторы данного процесса, следовательно, и эти «миры» будут очередным Искусственным Полем Событий, в которые не стоит заглядывать и тратить на это свой потенциал… Зачем куда-то сворачивать в процессе поиска своего настоящего Поля Событий? Хотя, может, это было бы кому-то и выгодно…
В-третьих, активизируется и упорядочивается такой психический процесс как внимание, увеличивается его устойчивость, концентрация, сосредоточенность, избирательность, широта, распределение, объём, меняются и другие его свойства. Человек получает возможность увидеть, услышать больше, чем даже ему показывают или говорят, он начинает обращать внимание на мелочи, которые явно упускал из виду и «видеть» внутреннюю сущность предметов и явлений.
Четвёртое. Интересные изменения происходят в плане памяти. Все три составляющие этого процесса (запоминание, сохранение / воспроизведение и забывание информации) активизируются и перераспределяются в соотношении между собой в соответствии с принципами целесообразности, необходимости и достаточности. Запоминание становится более произвольным, осознанным, выбирается наиболее значимая информация, проще идёт построение логических связей. Информация быстрее упорядочивается, и после извлечения не остается ничего лишнего, так как она сохраняется только в виде знания (осознанной информации), а все промежуточные выкладки удаляются – они у каждого по идее должны быть свои собственные, это своего рода свой путь познания действительности. Каждое знание хранится ровно столько, сколько это необходимо и достаточно сообразно своей значимости – знание законов Мироздания нужно всегда, а знание отдельных событий и других моментов собственной жизни, в общем-то, необходимо до тех пор, пока они не осознаны и не отработаны.
В процессе воспроизведения в равной степени задействуются такие его виды, как узнавание, припоминание, воспоминание (причем, часто в виде эффекта «дежа вю» - «уже виденного» - в прошлых жизнях и параллельных мирах) и представление (в процессе которого образы становятся ярче, явственней и более частую повторяемость, приобретая даже некоторую эдейтичность, что современная медицина, скорее всего, примет за патологию, однако эти образы чаще всего будут возникать только до тех пор, пока не будет осознан вопрос, о котором они сигнализируют. Это касается и так называемых «обманов памяти» - парамнезий –псевдореминисценций, конфабуляций, криптомнезий, контаминаций и т.д., которые для ортодоксальной медицины являются не более чем заболеваниями и возможностью контролировать человека, у которого проявляются эти эффекты.
Что касается забывания информации, то оно тоже происходит достаточно интересно. В итоге, забывается всё, что создано искусственно, забывается «не своё», то, от чего пришло время уйти – уходят отработанные реинкарнации, события данного воплощения некоторые из них заменяются на новые, которых вроде бы и не было; забывается отработанное и уже не существенное. И в тоже время всё это остаётся где-то в памяти – только для того, чтобы помнить, чтобы не забыть, чего не стоит делать, хотя и это потом становится несущественным. Освобождённое место заполняется новыми, часто необычными воспоминаниями – вспоминается «грядущий мир, о котором мы забыли»… Собственно, эту же роль играют и амнезии, возникающие после различных заболеваний, психологических и физических травм (как собственно и те новые способности, которые могут появиться в таких случаях – об этом много говорится и в реальной жизни, и в произведениях искусства).
Что касается мышления, то в нем, скорее всего, акцент смещается в сторону теоретического направления, однако неразрывно связанного с практическим; интуитивности, продуктивности (склонности к созданию чего-то нового, поиску новых путей решения вопросов), аутистичности (опора на воображение, фантазию), органично сочетая все свои три формы – наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.
Тут самое время перейти к понятию интеллекта и немного остановиться на его особенностях. Думаю, что в данном случае будет важен не его уровень (пресловутый IQ), а то, насколько человек будет иметь возможность применить его возможности для решения своих жизненных задач, прежде всего творческого плана и важнее будет не интеллект как уровень логичности, а его составляющая – креативность (творческость), хотя по некоторым теориям – это самостоятельная характеристика личности. Но в любом случае, уровень и того, и другого параметра будет, несомненно, высок.
Значительные изменения приобретает и речь, как внешняя, так и внутренняя; причем внутренняя речь начинает быть связанной не только с мышлением, но и с общением – «на Ментальном Плане». Это проявляется в виде телепатии, или, например, в простейшем случае, когда один человек только что-то подумал, а другой это тотчас же озвучивает…Вполне нормальное явление, например, у двух «половинок»…
Эмоции, как и остальные психологические свойства и процессы несут на себе в эниософии большую смысловую нагрузку. Прежде всего, они выполняют информативную или сигнальную функцию, являясь индикатором наличия каких-либо проблем и их исчезновения после отработки соответствующих вопросов. Они, как и многое другое в жизни человека, берут своё начало в прошлых жизнях и потому помогают решить не только проблемы настоящего воплощения, но и прошлых жизней, и всего пути Сущности в целом.
В плане эмоций эниософское восприятие жизни придает этим процессам исключительно положительную окраску и увеличивает их глубину, снижая одновременно их интенсивность, Ведь последнее является одной из причин избыточной потери потенциала при определённых условиях и, в общем-то, не имеет особого значения при выражении того или иного чувства для их источника – это важнее для того, на кого они направлены. Но особо бурных эмоций и так никто не любит, разве что если это восхищение им самим, но это уже – ради того, чтобы потешить собственное Эго, собственную значимость для кого-то, но разумному человеку это не нужно, он и так прекрасно знает, как относятся к нему окружающие и что он вообще из себя представляет. Разумный человек, наоборот, старается быть как можно более незаметным и не привлекать чьего-либо особого внимания ив эмоциональном плане тоже. То есть, для разумного человека характерны эмоциональные тона ощущений, эмоциональные отклики, собственно эмоции, чувства, настроения, но никак не стрессы, аффекты и фрустрации. По собственному опыту знаю, что такое постоянная положительная эмоциональность часто не понятна окружающим людям, она даже тревожит их, но со временем такие люди просто исчезают из Поля Событий, оставаясь в своём мире тревог, стрессов, гнева, страхов и т.д. Со временем и они придут к новому состоянию и поймут то, что не понимали в другом человеке, но это должен быть их собственный сознательный выбор – насильно никого нельзя сделать счастливым, и заставить смеяться, когда человеку хочется плакать, злиться или бояться.
Что касается волевых качеств личности, то тут, прежде всего, стоит сказать о неприкосновенности свободы воли, целеустремлённости, решительности; о качествах с приставкой САМО – самообладании, самоконтроле, самоосознании, причем без впадания в крайности типа гордости (гордыни), самоуверенности, упрямства, нерешительности и т.д. Ведь само понятие воли связано с сознательным (ОСОЗНАННЫМ) регулированием человеком своего поведения при совершении целенаправленных действий и поступков.
В плане иерархии потребностей в эниософской интерпретации картина получается неоднозначная. Если вспомнить всем известную «пирамиду» А. Маслоу, то в эниософском подходе мы получим её в «перевернутом» виде. В данном случае картина будет выглядеть так: в основании – потребность в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании + самоуважение; это поможет удовлетворить следующую группу потребностей – потребность в уважении и признании со стороны окружающих (собственно, это не так уж и обязательно, хотя в идеальном обществе это будет происходить автоматически); это в свою очередь обеспечит потребность принадлежности к группе , если это будет необходимо, но это уже не будет иметь такое большое значение, как в данной реальности – более важна самодостаточность, и ею обладает бОльшее число людей; удовлетворение вышеобозначенных потребностей обеспечивает безопасность , физическую и психологическую; и на последнем месте – потребности физиологические, интересующие Сущностей меньше всего, ввиду их абсолютной доступности всем.
Это самая простая интерпретация, может быть, кто-то выскажет ещё идеи по этому поводу. Но суть одна – в основе всего духовные потребности, далее идут социальные (обе эти категории составляют потребности роста, и в самом конце – биологические потребности – потребности нужды.
С потребностями тесно связана мотивационная сфера, то, что побуждает к действиям для удовлетворения потребностей. Прежде всего, развитие должна получать внутренняя мотивация, и обязательно – осознаваемая. Самыми важными мотивами должны стать познавательные мотивы, мотивы альтруизма, личностные и социальные мотивы.
Что касается деятельности, то, прежде всего, она приобретает исключительно творческий подход и даже труд становится похожим на игру по всем приобретаемым свойствам или просто становится творчеством, которое собственно и является промежуточным видом деятельности между трудом и игрой, хотя бы потому, что каждый занимается СВОИМ делом, имея к нему, прежде всего внутреннюю мотивацию.
Не буду подробно останавливаться на типологиях темперамента и характера, а особенно на его акцентуациях - эти характеристики представляют собой совокупности свойств нервной системы или совокупность психических свойств индивида, а так же степень их выраженности в их конкретном проявлении (в основном это относится к эмоциям), позволяющие создать некую типологию, представляющую собой не что иное, как определённые программы, часто не соответствующие истинной сущности каждой конкретной личности. Часто эти программы носят деструктивный характер, так как они основаны, прежде всего, на том, чтобы выявить неудобные для общества (Системы) «аномалии» и заставить человека поверить в их наличие, запрограммировав его на определённое поведение, при необходимости трактуемое Системой как патологическое (акцентуированными считаются личности психически здоровые, но дисгармонические, у которых существует чрезмерная выраженность некоторых черт, неудовлетворяющих критериям психопатии, но при определённых условиях могущая в неё перейти, и тогда медицина начнет ими заниматься вплотную). Однако, при отработке же негативных эмоций, страхов, стрессов, осознании причин возникновения негативных качеств характера (агрессивности, злобности, неуправляемости (в определённом смысле), депрессивности, частой смены настроения, тревожности и т.д. многих других свойств темперамента и характера), сглаживании двойственности и критерия «степень выраженности» в психодинамических свойствах темперамента ( экстраверсия - интроверсия, ригидность - пластичность, активность -пассивность, эмоциональность - неэмоциональность, эмоциональная стабильность – нестабильность (нейротизм), оптимизм - пессимизм) ввиду того, что отпадёт в этом надобность) снимается сам вопрос существования подобных классификаций и типологий, причем без потери каждым отдельным человеком своей индивидуальности. В данном случае, от классического определения этого понятия, обозначающего «своеобразное сочетание психологических черт и особенностей, составляющих своеобразие человека и отличающего одного человека от другого» остается, то, что проявляется это своеобразие в «привычках, интересах, в особенностях протекания познавательных процессов, в наличии тех или иных способностей, в индивидуальном стиле деятельности, который выбирает каждая конкретная Сущность и т.д.», но, никак не затрагивая свойства темперамента или характера, не завися от них как от таковых. То есть, это совершенно новый качественный уровень личности, существование которого возможно только при условии эниософского подхода к образу жизни, и на данном этапе развития его практически не встречается или он, при разного рода тестировании, проявляется как в чем-то акцентуированный (естественно, по меркам Системы и часто работающей на нее современной психологии). Возможно, даже стоит пересмотреть некую негативную окраску таких черт характера как САМОуверенность, САМОуспокоенность, САМОнадеянность, принципиальность, эгоистичность (эгоизм), нелюдимость, упрямство, фантазёрство, равнодушие, замкнутость, инфантилизм или тех, что всегда считались достоинством, так как всегда были выгодны Системе – САМОотречение, САМОпожертвование, САМОотверженность (если заглянуть хорошенько в смысл, то невольно задумаешься о значении этих понятий лично для себя любимого!) и, естественно всячески приветствовать, такие черты как САМОстоятельность, САМОобладание, целеустремлённость, уравновешенность, разумность, духовность и многие другие качества.
Вообще, понятие «индивидуальность» интересно само по себе, хотя бы тем, что частью этого понятия является сочетание «дуальность» - «двойственность»…Так и хочется «перевести» всё это понятие как «два в одном»… «двойственность единого»… что, в общем-то, довольно правильно отражает его сущность…
Что касается теорий личности, то к эниософской точке зрения по многим своим положениям теории и практики близки аналитическая психология К.Юнга, гуманистическая и экзистенциальная теории психологии, теория самоактуализации А. Маслоу, в некоторой степени – телесно-ориентированные методы психотерапии; из современных направлений – темпоральная психология (С.А. Кравченко), холододинамика и другие методы. Каждое из этих направлений в разной степени использует принципы эниософии, что, в общем-то, неудивительно, так как психология, как и все остальные науки – часть единого эниософского знания, но только часть. То есть точек соприкосновения между психологией и эниософией на самом деле много, но только их надо найти и использовать возможное их взаимодействие в правильном ракурсе.
Несколько слов необходимо сказать о задатках и способностях личности в рамках теории эниософии. Хотя бы потому, что целью практического применения этой теории является наиболее полное их проявление и развитие. По современным меркам уровни нормального развития способностей – это как минимум талант, как максимум – гениальность. Но опять же - здесь можно говорить о минимуме сравнений и делений на какие-либо категории и о максимуме свободы для их выбора, проявления и развития.
Вот собственно и всё, что я хотела сказать о психологической стороне теории эниософии.